Главная > Новости | Обучение > Факторы риска дорожного травматизма детей

Факторы риска дорожного травматизма детей

kresloКак уберечь ребенка от трагедий на дорогах?  Этот вопрос требует комплексного подхода. Должна быть государственная программа по профилактике  детского дорожного травматизма с охватом всех сфер жизни ребенка, начиная с рождения – это перевозка в автомобиле в специальных удерживающих устройствах, это первые шаги с родителями по пешеходным дорожкам, это занятия по специальной программе в детских садах и школах, это практикумы на специальных площадках и в учебных классах по ПДД, это юношеские автошколы для подростков. А самое главное – результаты воспитания в семье и личный пример родителей. 

Всесторонние исследования проблем детского дорожно-транспортного травматизма показывают, что существуют факторы риска и они научно подтверждены.
Первый фактор связан с характеристиками физического развития ребенка. Например, малый рост и вес делает его более уязвимыми  для травм с точки зрения, как числа травм, так и их тяжести. Именно поэтому дети после ДТП так тяжело проходят курс выздоровления и реабилитации, при чем, как физической, так и психологической.
Второй фактор связан с психологическими особенностями периодов роста и развития детей, так как каждый возрастной период развития характеризуется своими особенностями поведения.
Дети 6-7 отличаются высоким уровнем послушания, им самим очень нравится выполнять правила поведения выдвигаемые взрослыми. Детское восприятие окружающей среды в этом возрасте во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка правильное поведение. Суть упражнения в многократном повторении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. Для выработки навыка требуется известное количество повторений (от 14). Привычка вырабатывается постепенно и, закрепившись в сознании, становится устойчивой. Положительная оценка правопослушного и безопасного поведения вселяет в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства и волю.
У детей с 8 до 11 лет  легко формируются социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Так же дети младшего школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Авторитет значимого взрослого человека для них непререкаем. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. В этом возрасте для формирования безопасного поведения на дороге самым эффективным воздействием на детей становится предметно-словесное убеждение. Ребенок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге. Младший школьный возраст – лучшее время для усвоения принципа социальной безопасности. Учащиеся должны усвоить, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дороге контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребенка на улице и дороге опасны для него самого и для окружающих. Отрицательным моментом поведения детей этого возраста является большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется легкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем – либо, когда они находятся на дороге. Младшие школьники не умеют предвидеть скрытую опасность. В этом возрасте нужно развивать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций. Посмотрите, сколько случаев, когда в спешке взрослые совершенно бездумно перебегают с ребенком через проезжую часть на запрещающий сигнал светофора или вне зоны пешеходного перехода. Конечно, потом они рассказывают своему ребенку, что переходить улицу нужно только по пешеходному переходу и только на зеленый сигнал светофора. Но у детей возникает вполне резонный вопрос: а почему нам нельзя так, как взрослым? Этот фактор меняет свое значение по мере взросления детей. На смену неспособности предвидеть опасность и просто копировать поведение родителей, приходит рискованное поведение и влияние компании сверстников у подростков. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично). Поэтому важно окружить детей положительными примерами.
Возраст 11-16 лет характеризуется недооцениванием степени риска в ситуации опасного поведения на дороге. Гормональная перестройка организма, поиск смысла во всем происходящем, агрессивные выходки, с помощью которых дети подчас определяют для себя границы дозволенного в любой ситуации – все это и провоцирует дорожный травматизм подростков.
Третий фактор связан с низким уровнем знаний, умений и навыков безопасного и законопослушного поведения детей и подростков на дорогах, который обусловлен социальным статусом семьи, а значит и самого ребенка, а так же его психологическим состоянием.
Четвертый фактор связан с дорожными условиями (конструкция и планировка улиц и дорог, пешеходных переходов, а также зон для игры и ходьбы, катания на велосипедах и др.). Насколько двор, улица, микрорайон, город хорош и безопасен для проживания и времяпрепровождения – здесь ведущая роль в профилактике дорожного травматизма отдана соответствующим органам власти.
Пятый фактор связан со скоростным режимом – риск причинения травм с летальным исходом возрастает с ростом скорости.
Шестой фактор: не использование средств личной безопасности (детские удерживающие устройства, ремни безопасности, шлемы). Здесь крайне важна правильная мотивация, основанная на личном примере. При проведении профилактических рейдов, часто приходится слышать, как родители винят ребенка: вот не пристегнулся,  и теперь придется платить деньги инспектору. В этом случае взрослый сам не пристегнулся, ребенка не проконтролировал, да еще и всю ответственность с себя перекладывает на ребенка. Мотивация должна быть разумной: пристегнись, чтобы не покалечится; штрафы идут в государственную казну, а не инспектору. Не нужно искажать действительность и с детства сеять зерно недоверия к сотрудникам полиции.
Седьмой фактор: дети должны быть более заметными на дороге в условиях недостаточной видимости с помощью световозвращающих элементов в верхней одежде, на обуви и портфелях. Сейчас этот аспект носит рекомендательный характер, но не нужно им пренебрегать.

Комментарии:1

Оставить комментарий
  1. Ответить Илья
    12/05/25

    Мой дед перенёс два инсульта, отказала речь, суставы болели до этого, без укола не мог передвигаться, а теперь во второй поликлиники г. Майкопа продержали в очереди пять часов на приём невролога и участкового врача, прописан в городе, а проживает в поселке спокойном возить его тяжело. Этот врач просто издевается не только над больным но и о его родственниками, (записывал деда в семь утра.) . Прошу принять меры, иначе это письмо будет отправлено в Кремль. Местная власть лечит только за деньги, или по-родственному!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Обратные ссылки:0

Ниже приведены ссылки на сайты, которые ссылаются на
Факторы риска дорожного травматизма детей от Адыгейский Республиканский Центр Медицины Катастроф
Вверх